Digital-профессии: куда идти, если ваша работа больше не кормит

Вы успешно подписаны на новые материалы.
Настроить параметры подписки.
Неправильный e-mail. Указать другой.
Такой E-mail уже зарегистрирован. Авторизуйтесь, если это ваш адрес или укажите другой.
Ой! Что-то пошло не так. Попробовать ещё раз.
  • Следите за нами
    в социальных сетях:
  • 19 мая
В 90-е инженеры массово пополняли ряды чиновников и сотрудников силовых структур, потому что зарплаты там платили без задержек. Теперь на любой вопрос, связанный со стабильным доходом даже в непростые «самоизоляционные» времена, один ответ — digital, то есть интернет-сфера в самом широком смысле слова.
Елена Тимофеева
Спросила у экспертов, куда податься в модной digital-сфере
В чем преимущества работы в digital-сфере?
Сторонники перехода в digital, а также люди, которые уже работают интернет-маркетологами, таргетологами, копирайтерами, дизайнерами, аналитиками и не только, называют несколько основных преимуществ цифровой сферы:
  • стабильный доход, потому что интернет-торговля, консалтинг, реклама и онлайн-школы работают несмотря на самоизоляцию, а значит, продолжают платить работникам зарплаты;
  • удаленная работа — которая теперь стала синонимом «безопасной» работы, ведь не приходится контактировать с людьми и подвергать себя и своих близких риску заразиться коронавирусом;
  • гибкий график — по договоренности с работодателем;
  • возможность работать из любой точки мира;
  • свобода, самостоятельность, независимость — в случае фриланса, временной или проектной работы;
  • перспектива самому влиять на свой доход, в том числе увеличивать его, набирая больше заказов или проектов, а также поднимая ценник.
Есть и менее очевидные преимущества.
Digital — это интересная меняющаяся среда, кросс-функциональность, больше возможности влиять на результат. Кроме того, в этой сфере неизбежно постоянное развитие: чтобы оставаться востребованным, нужно очень быстро бежать.
Елена Андрюшина, руководитель центра развития карьеры в «Нетологии»
Очень важно в digital то, что всё считается. Вы как специалист, который работает в этой сфере, всегда можете четко ответить на вопрос, каков ваш вклад в общий результат бизнеса. Я уверен, что для многих людей важно понимать, что они не просто шестеренки в огромной машине, что они приносят какой-то результат, они полезны. Это отличная долгосрочная мотивация к работе.
Евгений Лебедев, директор по маркетингу в «Яндекс.Практикуме»
Действительно ли в digital «трава зеленее»?
Всё зависит от качества специалистов. На протяжении последних 10–15 лет не умолкают разговоры о том, что в стране дефицит с digital-кадрами, и, в принципе, это правда — но лишь отчасти. Не хватает именно высококвалифицированных кадров. Найти среднего фронтенд-разработчика или веб-дизайнера не составит труда, для этого есть рынки типа freelance.ru, резюме на сайтах для поиска работы, но почему-то этих людей прямо завтра на работу не берут. Истина в том, что все хотят «урвать» себе суперкрутого специалиста, а таких мало в любой сфере. Это очевидный тренд.

Неочевидный — в том, что структура профессий в digital постоянно меняется. Вчера был веб-дизайнер, сегодня есть еще и продуктовый дизайнер, UX-/UI-дизайнер, дизайнер мобильных приложений… Веб-дизайнер по-прежнему нужен для «старых» задач, но уже возник спрос на UX-/UI-дизайнеров, а их на рынке труда нет. Получается, что эта профессия может оказаться сильно переоцененной. Если веб-дизайнер получает 60–70 тысяч рублей, то UX-дизайнеру могут «в моменте» предлагать до 200–250 тысяч рублей! Завтра появятся новые направления в digital, специалистов будет не хватать, учить будет некому, ведь топовые эксперты заняты… Этот вечно перетекающий шлейф голода на новые профессии — причина веры соискателей в то, что в digital «трава зеленее» и зарплаты выше».
Сергей Попков, Co-founder/Partner в Skillbox
Общемировая тенденция ухода в онлайн открывает больше возможностей для работы в digital, поэтому количество вакансий действительно постоянно увеличивается. И уровень зарплат в среднем действительно выше. Но нужно понимать, что на старте, когда вы только переходите в новую сферу, заработная плата начинается в среднем от 30–45 тысяч рублей (Москва) и 20–25 тысяч рублей (регионы). Впрочем, за сравнительно небольшой отрезок времени (полгода-год) вы можете поднять уровень зарплаты минимум в 1,5 раза, а затем она будет только увеличиваться.
Елена Андрюшина, руководитель центра развития карьеры в «Нетологии»
Насколько сложно перейти в digital?
Когда мы говорим про смену профессий в офлайне или про переход из офлайна в digital, всё зависит от специфики конкретной профессии. Когнитивная нагрузка будет везде примерно одинаковой. Когда вы переходите из полиграфии в графический дизайн, приходится осваивать новые инструменты, но ваш основной навык — «умение в дизайн», талант правильно выстраивать графические сообщения, общаться с их помощью со своей аудиторией — остается при вас. Это как несложно стать профессиональным водителем, если умеете в принципе хорошо водить. Но есть профессии, в которых переход очень сложен: вряд ли любой сможет стать физиком-ядерщиком и начать сразу собирать огромные коллайдеры.
Евгений Лебедев, директор по маркетингу в «Яндекс.Практикуме»
Сменить профессию теоретически так же несложно, как купить абонемент в фитнес-зал и пойти заниматься. Вопрос в том, насколько человек мотивирован дойти до конца и получить специальность, а с ней — первый заказ или первую работу в digital. Для взрослых привычная многим мотивация («родителей к директору вызовут», «отчислят») уже неэффективна, поэтому до конца доходят не все. Получается, что, если начистоту, менять профессию всегда нелегко. Главное — это мотивация и желание дойти до конца, как и в любом другом большом деле.
Сергей Попков, Co-founder/Partner в Skillbox
Правильно ли отталкиваться от размера предполагаемой зарплаты?
Не стоит верить обещаниям про «золотые горы»! Скорее всего, вы начнете с самого низа, освоите базовые вещи, постепенно начнете приносить пользу бизнесу... Зарплата junior-специалиста даже в разработке (программировании) на самом деле невысокая — в Москве это 50–60 тысяч рублей, в регионах может быть 30–40 тысяч. Поэтому на фоне кризиса стоит учитывать при выборе профессии не столько размер зарплаты, сколько стабильность и перспективы роста.

Перспективы — это про то, какая у вас будет зарплата, если вы в этой отрасли в ближайшие пять — семь лет действительно будете развиваться, много учиться новому, браться за классные проекты, больше пользы приносить бизнесу. Важна также стабильность с точки зрения спроса: будет ли профессия, которую вы выбираете сейчас, пользоваться спросом через пять лет? А через 10 лет? Общемировой тренд таков, что востребованы будут те профессии, которые помогают осуществлять цифровую трансформацию, переводя достаточно консервативные отрасли в онлайн.
Евгений Лебедев, директор по маркетингу в «Яндекс.Практикуме»
Кроме зарплаты, стоит руководствоваться своей зоной интереса. Можно в любой digital-специальности дорасти до очень больших денег. Главное для человека — понять, к чему у него лежит душа, тогда придет успех. А деньги просто придут как побочный эффект.
Сергей Попков, Co-founder/Partner в Skillbox
Есть ли удачные «исходные» профессии для digital?
Как было бы удобно, если бы существовала некая классификация: из бухгалтеров получаются отличные аналитики, из педагогов — продакт-менеджеры, из стилистов — SMM-менеджеры! Увы, такой классификации нет и быть не может, ведь каждый человек — больше, чем его профессия.
    Бывает, что таксисты и сантехники легко переходят в digital, например в разработчиков и тестировщиков. Но важное условие: у них должны быть необходимые для этих профессий навыки, особенно soft skills, которые сложно приобрести за короткий срок. Например, если речь о программировании, нужно обладать высоким уровнем коммуникации, уметь строить системы и быть достаточно внимательным.

    При этом достаточно легко перейти в новую цифровую специальность из похожих. Например, у нас достаточно много научных сотрудников учатся на data scientist (в плохом переводе — 'ученый по данным'): выявляют закономерности, которые помогают принимать решения, или программируют алгоритмы, которые автоматизируют какую-то часть работы. Раньше эти люди тоже работали с данными, тоже их исследовали, только по-другому — и скорее для научных целей, нежели для целей бизнеса.
    Евгений Лебедев, директор по маркетингу в «Яндекс.Практикуме»
    Закономерности есть. Бухгалтеры, медики — потенциально аналитики данных, программисты. HR-специалисты — digital-маркетологи, дизайнеры. Журналисты — data-журналисты. Юристы, менеджеры по продажам — project-менеджеры. Основное, что можно выделить: люди с техническим бэкграундом идут в аналитику и программирование, коммуникаторы — в маркетинг и управление проектами.
    Елена Андрюшина, руководитель центра развития карьеры в «Нетологии»
    Бывают ли «противопоказания» для digital?
    Не стоит идти в digital тем, кто не готов брать ответственность на себя, не стремится к самостоятельному развитию, кто привык исключительно к однообразным рутинным задачам с 9:00 до 18:00. Должен быть внутренний драйв, любознательность и работоспособность. Ну и конечно, понимание, что придется прорабатывать свои страхи: страх ошибки, синдром самозванца.
    Елена Андрюшина, руководитель центра развития карьеры в «Нетологии»
    Отталкивайтесь от того, какие навыки у вас есть. Перечислю самые необходимые.
    • Гибкость. В digital всё очень быстро меняется.
    • Готовность учиться. Каждые несколько месяцев появляется новый инструмент, с которым нужно работать, что-то обновляется.
    • Усидчивость и внимательность к деталям. Так, в профессии разработчика каждая ошибка, неработающий код или сервис может очень дорого стоить.
    • Навык экологичной коммуникации. Считается, что если человек работает в цифре, за своим ноутбуком, удаленно — то он ни с кем не общается. На самом деле общения очень много. Для создания цифрового продукта нужно работать в команде, правильно выстраивать и координировать процессы таким образом, чтобы вместе приходить к результату.
    • Трудолюбие, готовность не к «просиживанию», а к работе.
    Евгений Лебедев, директор по маркетингу в «Яндекс.Практикуме»
    Какие есть профориентационные лайфхаки?
    Цена ошибки всё-таки высока: время, деньги, упущенные карьерные возможности… Когда вам 30+, на решение влияют не только внутренние «хочу», но и обязательства перед близкими — решиться на что-то бывает сложно.
      Учитывайте три критерия:
      1. Ваши базовые ценности: новая сфера должна перекликаться с ними.
      2. Ваш первоначальный, «стартовый» набор навыков — например, в аналитику не стоит идти, если у вас были сложности с цифрами, анализом и вообще вы гуманитарий (хотя и здесь бывают исключения).
      3. Ваши личные качества.
      Елена Андрюшина, руководитель центра развития карьеры в «Нетологии»
      Нужно попробовать руками. Это профориентация через взаимодействие «мастер — подмастерье», когда вы смотрите, как работает профессионал, когда сами пробуете что-то сделать. Все профориентационные тесты — только «угадайка», с такой же вероятностью можно подбросить монетку. Нужно вложить в процесс выбора несколько десятков часов, и только после этого будет действительно понятно, что конкретно вам подходит, а что нет.
        Евгений Лебедев, директор по маркетингу в «Яндекс.Практикуме»
        Редактор: Наталия Алекса
        Корректор/литредактор: Варвара Свешникова
        Иллюстрация: Spirit Boom Cat
        /Shutterstock
        Полезная статья? Поделитесь ею с друзьями в социальных сетях
        Мастер (стажер)
        ГорРемонт Сервисный центр
        50 000 руб.
        Охранник с лицензией
        ПИКТА Оператор связи
        55 000 – 65 000 руб.
        Водитель такси
        25 000 – 60 000 руб.
        Монолитчик
        Стройсервис Строительная компания
        45 000 – 60 000 руб.
        Продавец
        Доверие Торговля
        26 000 – 40 000 руб.
        Слесарь-ремонтник
        ООО ПК ОСТПРОД Торгово-производственная компания
        25 000 руб.
        Ведущий юрист
        А-юр Юридическая консультация
        30 000 руб.
        Отделочник-универсал
        Аркада Строительная компания
        40 000 руб.
        JavaScript разработчик
        ООО КА "Феникс"
        до 160 000 руб.